Всё началось с того, что американское агентство по охране окружающей среды предоставило для публичного ознакомления данные о том, что на самом деле дизельные двигатели автомобилей концерна не так уж безопасны, а информация о проценте вредных выхлопов в течение нескольких лет умышленно занижались. В данной ситуации для Фольксвагена использовать для отзыва больше полумиллиона автомашин, доставка их на автовозе – это единственно правильное решение.
Средства массовой информации тут же взорвались шквалом негативных отзывов и возмущений. В центре обсуждения, правда, всего лишь один тип двигателя – ЕА 189 турбодизельный двухлитровый с четырьмя цилиндрами. В чем же состоял обман? Как оказалось, устройство было хитроумным: программное обеспечение позволяло движку работать в двух разных режимах. На испытательных стендах мотор не только соответствовал всем требованиям и стандартам, но и показывал впечатляющие результаты – ПО работало на ура. Но вот в обычных условиях эксплуатации система просто выключалась и выброс вредных веществ в атмосферу, например, оксида азота, возрастал в разы. Что примечательно и, несомненно, заслуживает аплодисментов для проектировщиков, это устройство очень «умное» и безошибочно определяло, в каких условиях находится авто, замеряя положение рулевого колеса, продолжительность работы двигателя, скорость и даже давление в атмосфере за бортом. Хоть и мошенничество, а впечатляет!
Конечно, раскрытие грандиозной аферы не произошло в один день. Всему этому предшествовали определенные события, о которых и расскажем. В 2014 году прозвенели первые звоночки, когда впервые было зафиксировано несоответствие в замерах экологичности выхлопов. Но компания держалась стойко, сваливая вину на форс-мажорные обстоятельства, как то непредусмотренная сложность дорожных условий или неправильную эксплуатацию. И даже в этом же году отозвала партию своей продукции. Но ошибка руководства заключалась в том, что причина и последствия не были устранены по-тихому, без скандала. Всё осталось так, как есть.
И вот теперь компания пожинает плоды своей беспечности. Обнаружить электронного «жучка» в системе оказалось для американских экологов делом времени. Причем непродолжительного. Вот тут-то все заваруха вселенского масштаба и начала набирать обороты. Хотя нужно заметить, что у Фольксвагена нашлись и защитники. Были высказаны аргументы, которые говорили о том, что за счет уменьшения выбросов увеличилась бы нагрузка на сам двигатель. И, как следствие, менее продолжительная эксплуатация и надежность. А это бы уже не понравилось владельцам автомобилей этого бренда. А уж их-то меньше всего волнует, в сколько раз выше нормы «выдохнула» выхлопная труба их авто. Так сказать – забота о потребителях, как ни крути.
Понятно, что сие действие не является делом рук одного человека. И разработка устройства, и его установка были разрешены и контролировались руководством. Впрочем, теперь, когда автогигант зажат в угол, верхушка власти полностью признала свою вину и заявила об отзыве всех автомобилей, на которых установлен данный тип двигателя. Президент концерна Мартин Винтеркорн уже дважды публично извинился перед всем честным народом и пообещал найти и наказать виновных в столь грандиозном обмане. Хотя слабо верится в то, что «голова не знала, что делают ноги». Но доверия партнеров и клиентов, пожалуй, уже не вернешь.
Однако уже в среду, Мартин Винтеркорн подал в отставку с поста главы Volkswagen, взял ответственность за происходящее на себя. «Volkswagen нуждается в обновлении, в том числе в смысле персонала. Я расчищаю путь для этого с помощью своей отставки», — заявил 68-летний Винтеркорн.
Как оказалось, печальный итог коснулся не только моделей Volkswagen (Passat, Golf, Jetta и Beetle). Под раздачу попали и Ауди А3, на которых установлены эти турбодизели. Огромные финансовые потери понесет компания из-за отзыва полумиллиона экземпляров, а также немаленьких штрафных санкций от властей США. А уж они в расчетах, как думается, скупиться не будут. Ну и, естественно, самый серьезный удар – это подмоченная репутация торговой марки. И как результат – уже стремительно пошедшая на убыль стоимость акций автоконцерна. Возможно, это еще и не всё, а пока весь мир с интересом следит за развитием событий вокруг Volkswagen.