Мы уверены, что эвакуатор – это автомобиль, предназначенный для спасения своих собратьев, попавших в тяжелую жизненную ситуацию на дороге. Поэтому любой автомобилист в случае чего сразу набирает заветный номерок и ждет помощи. Однако многого из истории развития этой специальной техники мы не знаем. Например, то, что если бы однажды (а именно в 1916 году) американец, владелец ремонтной мастерской, некий Холмс, изрядно помучавшись с вытягиванием машины своего друга из кювета, не решил, что нужно намного облегчить этот процесс. Он взял за основу свой Кадиллак, приделал к нему кран, лебедку и упоры. Именно это чудо инженерной мысли и стало самым первой «скорой помощью» в истории автомобилестроения. Кстати, он до сих пор выставлен в экспозиции музея в американском городке Чаттануга. А его владелец Эрнест Холмс после удачного изобретения основал целую компанию по производству специальной техники.
А вот в Советском Союзе техническое развитие шло не так быстро, как хотелось бы. Известно, что в 1970 году соответствующее оборудование в качестве эксперимента было установлено на шасси КРАЗа. Но эвакуацией автомобилей еще 10 последующих лет занималась тяжелая техника типа грузовиков и военных БТРов. Совмещала так сказать свои основные обязанности с вспомогательной функцией.
Среди моделей эвакуирующей техники есть экземпляры, которые могут считаться элитными из-за своей неимоверной технической оснащенности и стоимости. Самым дорогим считается выпущенный еще в 1940 году GM Futurliner. Рожден он был автобусом, но умелыми руками переоснащен в эвакуатор. Кстати, он довольно силен – выдерживает нагрузку в 9 тонн, имеет все необходимое оборудование, а объем его топливного бака – 757 литров. Зато его цена поражает – 1 миллион 250 тысяч долларов.
Если GM Futurliner назван самым дорогим спецсредством, то самым мощным и сильным, настоящим богатырем, признается M88A2 Hercules. Судите сами – его стрела может поднять 55 тонн чистого веса, а лебедка тянет и того больше, 70 тонн. А так как Геркулес предназначен для транспортировки военных машин, его наделили еще и пулеметом. Наверное, чтобы можно было в случае необходимости груз не только перевезти, но и защитить от врагов.
Но согласимся, что для нашей обычной жизни такой великан не совсем подойдет, слишком уж тяжел и неповоротлив. Но конструкторы и здесь не усидели на месте – создали самый легкий и маневренный в мире эвакуатор. Именуется он Retriever, а за основу взят мотоцикл Honda Gold Wing, к которому шведские умельцы приделали специальное раскладывающееся буксировочное устройство. Правда, силенок у этого двухколесного малыша хватит только на технику не тяжелее 2,5 тонн.
Да-да, в мире эвакуаторов тоже проводятся выставки, на которых презентуются новые модели, усовершенствованные конструкции и прочие новомодные примочки. Самое известное из таких демонстрационных мероприятий – это выставка IFBA, которая проводится ежегодно, начиная с 1973 года и до сих пор, в немецком городе Кассель. Ведь прогресс на месте не стоит, и конструкторы всего мира пытаются по максимуму усовершенствовать эвакуирующее оборудование, экспериментируя с разными шасси и различными средствами. Например, немцы придумали специальную вертикальную балку с траверсой и подкатные тележки для Tow fox 110. Те же германские инженеры соорудили «ломающуюся» платформу для FPA 2, чтобы можно было без каких-либо проблем транспортировать авто с низким клиренсом. Но россияне пошли дальше и предложили фантастическую модель двухэтажного эвакуатора Чайка 4874DK, которая имеет две складывающихся одна на другую платформы.