С вопросами ремонта своего транспортного средства сталкивается каждый автовладелец, причем многие в этом отношении стремятся найти хорошего и грамотного мастера. Однако как показывает практика и свидетельства самих водителей далеко не все из них пользуются услугами официальных СТО, предпочитая ремонтировать машины у гаражных умельцев. Несмотря на все попытки властей избавиться от «гаражных» СТО, заставив их перейти на новый уровень сервиса и легализации, они все еще успешно функционируют. Какие трудности испытывает авторемонтный рынок Беларуси и каковы перспективы его развития? Об этом мы сегодня и поговорим.
Два года назад в стране был принят закон, который довольно сильно потревожил всех, кто имеет собственные авторемонтные мастерские в гаражах. Поначалу его новые правила для многих касались несущественными, однако те, кто непосредственно занимается ремонтными работами, вскоре увидели все его недостатки. Дело в том, что 54 пункта, которые в нем содержатся, предусматривают довольно высокие требования в плане технического оснащения, которое должно включать в себя:
Отдельно также следует сказать о бумажной волоките, поскольку для официальной регистрации СТО необходимо собрать немало официальных документов потратив на это много времени. Помимо этого цена вопроса такого оформления и комплексного оснащения не менее 8 тыс. долларов – сумма немаленькими, причем после всего этого ремонтнику придется еще и платить немаленькие налоги. А в итоге всего этого – небольшая прибыль, которой едва будет хватать мастеру на жизнь.
Когда закон стал «пробуксовывать» официальные власти прибегли к своему излюбленному приему – ужесточению наказания за обнаружение нелегальных СТО. Контрольным сроком был назван июнь 2015 года, начиная с которого каждого гаражного мастера можно будет штрафовать. Однако никакой сенсации не произошло, а этот бизнес только еще больше ушел в тень, поскольку поймать такой мастера стало совсем не просто. Ведь ремонтируя автомобиль в своем гараже человек никогда не скажет, что делает это за деньги, а доказать обратное практически невозможно, поскольку передача наличных происходит из рук в руки при закрытых дверях. По неофициальной статистике неофициальный ремонт производится в каждом четвертом гараже, так что размеры теневого бизнеса может оценить каждый.
К сожалению многие официальные СТО не сумели себя хорошо зарекомендовать и многие водители отмечают, что на таких стронциях очень любят менять исправные детали, а также брать за работу очень большие деньги. Нередко после такого ремонта спустя несколько сотен километров требуется срочная эвакуация на М1, когда автомобиль просто отказывается ехать дальше. А вот когда имеешь знакомого «дядю Ваню», который заинтересован в свое репутации и работает на себя, то в качестве ремонта можно не сомневаться, поэтому такие подпольные гаражи, по всей видимости, будут существовать еще довольно долгое время.
Не нужно также забывать, что многие грамотные мастера, поработав несколько лет на официальном СТО, после этого уходят в подполье и начинают работать исключительно на себя. Сарафанное радио позволяет расширять клиентскую базу если мастер является действительно грамотным и ответственным, то заказчиков у него будет всегда в достаточном количестве. Таким образом, в ближайшем будущем ситуация с теневыми авторемонтниками навряд ли изменится, поскольку сами водители привыкли больше доверять неофициальным гаражным мастерам.